Интервью Александра Таттари

Наш педагог Александр Таттари дал интервью журналу "Магия детства"

"ПЕДАГОГИ В ИСКУССТВЕ"

Идёт репетиция: "Рита, маленькая ты наша, не жуй кашу. Ты хоть и маленькая, но здесь – главненькая».... Марина, ты сейчас должна кричать из чемодана... Родион,
ты уже не полицейский, а папа. Сними каску.... Жулики, хватит сидеть за кулисами. Ваша сцена......" Это мы "домучиваем" "Пеппи Длинный чулок" и, по-моему, окончательно доконали его .... нашего педагога, руководителя театральной студии и детской студии мюзикла "Классики" при Лианозовском театре, актёра театра и кино АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВИЧА ТАТТАРИ.
ВОПРОС: Вы — актёр, режиссёр, педагог. На Ваш взгляд, какая из этих профессий тяжелей, интересней, а может быть, ответственней?

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ: Все эти профессии по-своему интересны. Но они очень разные.
Актер - профессия зависимая, тебя должны выбрать, утвердить на роль. Но, за конечный результат всего проекта ты при этом ответственности не несешь. Отвечаешь лишь за свою работу.
Режиссер - профессия очень ответственная, так как режиссер отвечает за все. По крайней мере, нас так учили. Режиссер должен быть харизматичным, увлекать, так как за ним нужно идти большому количеству людей. Профессии режиссера и педагога этим очень схожи. Педагог тоже должен уметь заразить, увлечь.
Но педагог, особенно работающий с детьми, ещё и формирует их личность, оказывает влияние на нравственность, прививает культуру. Это очень ответственно. Так как то, что закладывается в детстве, оставляет след на всю жизнь. Так что самая ответственная профессия из названных вами - это, конечно, педагог.
Что же касается тяжелой, если занимаешься любимым делом, всё по силам.

ВОПРОС: Как Вы считаете, занятие актёрским мастерством сейчас актуально? И что Вы сами вкладываете в это понятие?
АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ: Сейчас занятие актерским мастерством актуально, как никогда. Ведь для того, чтобы выполнить огромное количество требований, которые предъявляет современное общество к человеку, необходимо обладать определенными навыками. Для простого устройства на работу сейчас необходимо уметь и хорошо говорить, и свободно держаться, проявлять коммуникабельность, быть раскованным и ярким. При этом профессия может ничего этого и не требовать. Как же быть человеку, не обладающему этими качествами от рождения? Вот тут-то и пригодится актёрское мастерство. Занимались ли вы в детстве или решили заняться этим во взрослом возрасте - эти навыки никогда не будут лишними.
Актерское мастерство - понятие широкое. Для того, чтобы стать профессиональным актёром, я считаю, нужно всё-таки получать специальное высшее образование, в спектре которого актёрское мастерство - лишь один из пунктов. Но предоставленная возможность ребенку раскрыть себя в актерском мастерстве, даже если он потом и не станет актером, даст прекрасные плоды в жизни, и навыки, полученные на этих занятиях, пригодятся всегда.

ВОПРОС: Понятно, что владение актёрским мастерством нужно прежде всего тем, кто в будущем решил стать актёром. А что занятия дают обычному человеку, ребёнку или взрослому?
АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ: Актёрское мастерство нужно всем. Жаль, что это не обязательный предмет в школе - настолько оно полезно и необходимо. И лишь потом будет понятно, решит ли ребенок стать актером, или нет.
Занятия актерским мастерством дают ребенку огромные возможности и навыки, которые необходимы в повседневной жизни.
Развивается креативное мышление, умение находить нестандартные ходы. Развивается память, внимание, воображение. Снимаются психологические и физические зажимы. Ребёнок становится более коммуникабельным, приобретает новых друзей. Появляется чувство ответственности, ведь театр - дело коллективное. Чувство, когда от тебя зависит успех всего коллектива, всего спектакля. Появляется умение работать в команде. Разрабатывается речевой аппарат, ребенок начинает лучше говорить. Конечно, сыгравшему несколько ролей ребенку больше не страшно отвечать у доски. Появляется уверенность в себе, в своих силах. Раскрываются какие-то ранее неизвестные таланты, например, поэтический дар.
Взрослому же человеку занятие актерским мастерством дает возможности эмоционально раскрыться, стать более интересной личностью, научится красиво и точно доносить свои мысли, получить навык нестандартно мыслить и многое другое, что не может не сказаться на профессиональной востребованности.
Также взрослый человек, который мечтал стать актером, но не сложилось, может, наконец, исполнить свою мечту. Многие ведь хотели и хотят до сих пор, но думают, что поздно. Никогда не поздно. Можно прийти на занятия, в коллектив, пусть самодеятельный, но заниматься тем, что нравится, о чем мечтал.

ВОПРОС: Вы — руководитель детской студии мюзикла. Вокалисту важно владеть актёрским мастерством? Почему?
АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ: Вокалисту владеть актерским мастерством необходимо. Современный театр требует актера синтетического, актера, который умеет все - и петь, и танцевать, и играть. Даже в оперном театре этот навык необходим. Мы видим это по последним постановкам в Большом театре. Режиссеры - Додин, Бородин - это режиссеры драматического театра, которые требуют от оперных певцов навыков актерского мастерства. И когда таковые имеются - это очень украшает постановку. Любому вокалисту, эстрадному артисту необходимы навыки актерского мастерства. Это очень обогатит его палитру, позволит сделать номер ярче, образ выразительнее и объемнее.

ВОПРОС: В студии занимаются дети разных возрастов. Расскажите, с кем всё-таки Вам интересней?
АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ: У детей каждый возраст прекрасен, это знает каждый родитель. Расскажу лишь о главном для меня в каждой возрастной категории, так как у всех детей происходит развитие различных способностей и навыков постоянно.
У малышей интересно смотреть на их развитие, у них очень виден прогресс. Как ребенок буквально за год преображается, становится уверенным в себе, многому учится.
У детей возраста начальной школы - интересна их социализация. Как они в этом новом для них коллективе ищут себе место. Как они стараются работать в команде, учатся взаимопомощи, взаимовыручке. Их отношения в коллективе в этом возрасте очень важны.
У старшей школы, у подростков, конечно уже интересна вовлеченность в профессию актера, особенно, если дети выросли в студии. От них уже требуешь профессионализма. С ними многое можно обсудить, рекомендовать литературу, с ними вместе работаешь на результат, на спектакль.

ВОПРОС: К каждому ребёнку нужен свой подход. Это МЕГАсложно. Видя, с каким интересом дети приходят к Вам на занятия, хочется спросить: Вы, наверное, знаете какой-то секрет в общении с ними? Поделитесь.
АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ: Секрета особого нет. Нужно просто быть открытым для каждого. Конечно, необходим индивидуальный подход. Я отношусь к своим студийцам, как к личностям. Можно сказать, что как к взрослым людям. Я уважаю их выбор и даю возможность сделать его на занятиях самостоятельно. Использую их сильные стороны, даю возможность раскрыть свои таланты. Они есть у каждого, но они разные. Нет неталантливых детей, нужно просто найти то, что у этого ребенка будет получаться лучше всего. И дать возможность ему это почувствовать.

ВОПРОС: Вы можете сразу определить, есть ли способности у ребёнка к актёрскому ремеслу?
АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ: Нет, это даже приемная комиссия ВУЗов не может определить (хоть и пытается). Именно поэтому талантливые актеры, такие, как Юрий Никулин, например, по восемь раз поступали. Ребенку нужно дать возможность попробовать. Конечно, есть дети, по которым сразу видно – есть способности к этому ремеслу. Но это ничего не значит, к сожалению. Не факт, что этот ребенок будет актером, и не факт, что его актерская судьба сложится удачно. И, наоборот, кто- то может вдруг выстрелить. Все способности развиваются, в том числе и способности к актерскому мастерству.

ВОПРОС: Вы расстраиваетесь, если результат, для достижения которого было потрачено много сил, времени, эмоций и нервов, не оправдывает ожидания (будь то постановка спектакля, мюзикла или другого проекта)?
АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ: Работа с детьми, постановки спектаклей с детьми - это ожидания совсем другого рода. Прежде всего - это процесс. Я детей учу, даю им навыки - это главное. Спектакль - это результат процесса, но если ребенок на спектакле не выдал все, на что способен, то это не значит, что он не научился. Будут другие спектакли, сыграем этот еще раз. Главное - чему научился ребенок за время занятий. А не супер-спектакль. Если получился еще и супер-спектакль - замечательно. Главное, чтобы у детей глаза горели, и им хотелось двигаться дальше.

ВОПРОС: Выступление на сцене в первую очередь оценивают визуально, то есть уверенность, правильная подача и умение раскрыть номер. Что Вы посоветуете начинающим артистам (будь то певцы или актёры) для того, чтобы преодолеть страх перед сценой, перед камерами?
АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ: Если это профессионал - то страха быть не может, может быть волнение, которое нужно уметь правильно использовать, взяв в работу.
Вера в предлагаемые обстоятельства – палочка-выручалочка всех актеров - и начинающих, и мэтров.
Студийцам я советую выполнять задачу, проще говоря, работать. Тогда и бояться будет некогда.
Певцам могу посоветовать донести смысл. Это самое главное. Если певец понимает то, про что он поет, его это задевает лично, он несет этот смысл зрителям, предлагая пережить это вместе с ним, тогда и номер будет удачным.
И, главное, никто из зрителей не знает, как должно быть. Выходя на сцену нужно знать, чего хочешь, и действовать.

Репетиция закончилась. Все разбежались по своим делам, по своим домам. Я еще потом долго буду переваривать все свои ошибки и недочёты. Ещё и ещё раз вспоминать о своей скованности и какой-то неуклюжести на выступлениях в прошлом. И, конечно, благодарить нашего педагога Александра Владимировича, что намного свободнее чувствую себя на сцене сейчас.
Говорят, что в природе человека заложен страх перед неизвестным. От него-то и проистекает, оказывается, боязнь публичных выступлений. Из-за него мы не можем во время придумать остроумный и точный ответ на вопрос или реплику. Нужно практиковаться, развивать свое актерское мастерство. И самая лучшая площадка для этого — театральная студия. Теперь я понимаю, что это уникальное место. Только тут можно получить бесценный опыт публичных выступлений, и услышать про все свои ошибки и недочеты из уст профессионального педагога.
«Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел», – говорил в свое время Дэниэл Уэбстер. И действительно, умение грамотно и интересно говорить, выступать перед большим количеством людей, правильно двигаться – эти способности делают человека по-настоящему успешным. А главное - свободным в творчестве.

Корреспондент-волонтёр,
Моисеева Марина

Возможно, Вас заинтересуют занятия:


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий